Фрагмент для ознакомления
2
Тезаурус
Рефлексивная интерпретация социокультурного подхода (Клод Леви-Стросс)
Парадигмальные особенности рефлексивной интерпретации:
1) трактовка культуры как конкретно-исторического варианта существования общества в его своеобразии, специфичности, неповторимости;
2) представление о социокультурном как социальном в его культурном разнообразии, а также модель мировой цивилизации и отдельного общества (отдельного социального организма) как ансамбля (коалиции) культур;
3) методическая реализация в форме объяснения общественного развития через механизм объективной рефлексии (взаимодействия и взаимопроникновения) локальных культур.
Закон К. Леви-Стросс - всякий культурный прогресс есть функция коалиции культур. Благодаря коалиции шансы, которые встречаются в каждой культуре в ее историческом развитии, становятся общим достоянием. И чем разнообразнее культуры, составляющие коалицию, тем она плодотворнее.
Бессознательное (Клод Леви-Стросс)
Бессознательное - это категория психологического дискурса, обозначающая неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное в сознании человека.
К. Леви-Стросс считал, что за всяким действием или интенцией человека действительно есть сокрытый и часто неосознаваемый импульс. Для Леви-Стросса бессознательное ‒ есть совокупность определенных структур, в той или иной степени детерминирующих мышление и действия человека: «Бессознательное — это формальная структура человеческого духа, инвариантный ансамбль законов его символической функции, который является общим для всех людей, первобытных и цивилизованных». Так, структурная антропология, создателем которой и стал Леви-Стросс, занимается описанием и выявлением бессознательных структур, лежащих в основе социальных установок, верований, обычаев и ритуалов.
Фрейд определял бессознательное как индивидуальное и неповторимое (сингулярное) для каждого человека, а Леви-Стросс, говорит о том, что бессознательное – это совокупность законов, одинаково детерминирующих мышление как первобытных, так и цивилизованных людей (законы, общие для всех).
Л.-Стросс объясняет общность (сходство) норм поведения в семье, отношения к родным, брачные связи как таковые ‒ вне зависимости от географии, времени, религиозной принадлежности и пр.
Леви-Стросс рассматривает бессознательное на стыке природы и культуры. «Функция бессознательного состоит в том, что «оно подчиняет структурным законам, которыми и исчерпывается его реальность, нерасчленимые элементы, поступающие извне: намерения, эмоции, представления, воспоминания».
Неприрученная мысль (К. Леви-Стросс) – некоторые общие (универсальные) особенности и характеристики функции мышления человеческого субъекта, начиная с представителей времен неолита, и заканчивая представителями цивилизованного европейского общества. Формируя понятие неприрученной мысли Леви-Стросс делает попытку донести до читателя, что всякое мышление всякого человека имеет нечто одинаковое вне зависимости от принадлежности субъекта к той или иной культуре или времени, а так же вне зависимости от столь разнящихся обстоятельств становления его психического аппарата.
По мнению Леви-Стросса, возможности неприрученной мысли первобытного человека не уступают таковым в мышлении цивилизованного человека. Дикий (sauvage) ‒ дословный перевод термина неприрученный ‒ это совсем не примитивный, но скорее необузданный, не помещенный в рамки правил.